Для чего в школе преподают русский язык и литературу? На этот вопрос легко даст ответ любой школьник. Знание русского языка делает человека грамотным, интеллигентным и обязательно понадобится в будущей работе. А знание литературы помогает стать душевно богатым человеком, учит сопереживать, мыслить и чувствовать. Нет, мы не хотим уменьшить значение других предметов в обучении и развитии детей. Просто сегодня речь пойдет об учителях русского языка и литературы.
Нам выпало жить в очень непростое время, когда многие духовные ценности и традиции, на которых воспитаны предыдущие поколения, переосмыслены и даже утрачены, поэтому современному учителю на порядок труднее работать в такой ситуации, а особенно сложно учителю русского языка и литературы. Каким должен быть этот учитель сегодня? Современный учитель-словесник должен представлять сплав творчества, ума, богатого внутреннего мира и неистощимой жизненной энергии, и только тогда он сможет донести до детей необходимые знания и умения. Он не должен нести только своё видение предмета – он должен помочь каждому ученику сформировать свой взгляд на мир. Основная задача уроков русского языка и литературы – не только научить грамотно писать, не только развить у ребят интерес к чтению, а пробудить в сердце каждого ученика «чувства добрые». Именно эту задачу ставят перед собой учителя-словесники МОБУ Краснохолмская СОШ №2.
Лариса Талгатовна Логунова– самый опытный в нашей команде учитель – языковед, её педагогический стаж – 32 года. Просто и совершенно она вошла в наш коллектив. С первых минут сумела обратить на себя внимание. Всегда приветлива, энергична, доброжелательна. Это человек, наделенный замечательными качествами: простотой, доступностью в общении, открытостью, бескорыстием, готовностью реально прийти на помощь. Принцип ее работы – осторожно и бережно помочь юному дарованию раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Старается научить детей понимать даже то, о чем не говорят, читать то, что не написано, то есть научить видеть, устанавливать, прослеживать в пространстве и времени связи. Одно из мощнейших орудий человека в современном мире – слово, поэтому Лариса Талгатовна учит владеть им, а через слово постигать этот мир. Её взаимоотношения с учениками строятся на глубоком убеждении в том, что все дети талантливы. Эту мысль она внушает неустанно и любой, пусть робкий, успех ребёнка использует для того, чтобы это доказать. Учеников Ларисы Талгатовны знают как призеров и победителей районных и республиканских олимпиад, конкурсов сочинений и чтецов «Живая классика».
Ни один конкурс, сценарий праздника, программы КВН не обходятся без ее идей, корректировки, замечаний. А если коллектив готовится для выступления на сцене Дома культуры, то самым душевным и выигрышным номером будет ее песня на татарском языке. За свой многолетний труд Лариса Талгатовна Логунова отмечена Знаком «Отличник образования Республики Башкортостан».
25 лет проработала в школе Ленара Зайкатовна Маликова. Требовательность к себе и к другим, усердие и трудолюбие – её отличительные черты. Важную роль на уроке отводит самоконтролю и самооценке, умению осознавать значение предстоящей работы, подвести итоги выполненной. Все знают, что русский язык – сама по себе наука скучная, но здесь никто не скучает. Урок построен так, что все невольно становятся его участниками. А на уроке литературы учащиеся успевают познакомиться с шедеврами русской классической литературы, с бессмертными творениями Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева. Ленара Зайкатовна умеет найти подход к любому, даже самому «трудному» ребёнку. Ее выпускники ежегодно демонстрируют высокий уровень знаний, результаты ОГЭ и ЕГЭ превышают средние показатели по республике. Она пользуется заслуженным уважением учащихся, их родителей и коллег. В ее копилке благодарностей за плодотворный труд особое место занимает «Почетная грамота Министерства образования Республики Башкортостан».
Кропотливый труд, способность радоваться жизни, творческое отношение к делу – это стиль работы Алсу Мансуровны Хасановой. Она умеет правильно формулировать задачи и проблемы урока, направлять рассуждения ребят в нужное русло, применять разные формы проведения уроков, использовать опыт учителей – новаторов, методистов – ученых. И всему этому способствуют всегда деловой настрой, быстрый темп, безупречная речь учителя, правильно выбранная методика. Любовь к детям, энергичность, терпение и настойчивость, преданность любимому делу, трудолюбие, оптимизм — такими качествами обладает Алсу Мансуровна, и именно они помогают учителю устанавливать контакт с детьми, понимать их, находить выход из любой сложившейся ситуации. Результатом работы Алсу Мансуровны является высокий уровень знаний по русскому языку и литературе, а ее выпускники показывают высокие результаты на выпускных экзаменах.
Учителя - словесники – это те самые учителя, что делают школьные годы своих учеников счастливыми и творческими, не заполненными унылой зубрёжкой и скукой. Атмосфера, которая царит на их уроках – это атмосфера поиска, достижений и творческих открытий. Описать словами всю сложность и одновременно простоту их уроков трудно, так как каждый урок - это ступенька к важному испытанию - государственному экзамену, к которому необходимо подготовить каждого ребенка.
В этом году нашей школе исполняется 50 лет. Когда мы впервые переступили порог этого учреждения молодыми и неопытными, судьба подарила нам встречу с замечательными опытнейшими педагогами: Зоей Владимировной Рябухиной и Татьяной Борисовной Антоновой. Сейчас они на заслуженном отдыхе, но первое, что ощущаешь при встрече с ними, - они моложе, чем есть на самом деле. И это правда: тот, кто работал с юными, сам молодеет даже внешне, а уж внутренне – несомненно.
Подводя итоги за эти годы, хочется вспомнить тех, кто стоял у истоков школы, тех, кто прививал любовь к грамотной и красивой речи, вдумчивому и осмысленному чтению. Нина Гавриловна Никольская и Галина Камалеевна Бадретдинова, Людмила Иосифовна и Леонид Леонидович Барышевы, Галина Германовна Смирнова. Они поражали коллег и своих воспитанников своим мастерством и профессионализмом, были для молодого поколения педагогов достойным примером для подражания. В наших воспоминаниях и в воспоминаниях выпускников разных лет о них осталась благодарная память. Это настоящие Учителя!
Школа – это целая жизнь: удивительная и неповторимая, наполненная радостями и горестями, успехами и неудачами, новыми открытиями и неожиданными встречами. Хочется, чтобы каждый день этой жизни стал по-настоящему интересным и незабываемы. А это во многом зависит от учителя. Известный немецкий философ К. Фрелих писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». И наша школа по праву гордится своими Учителями.
Л. Маликова
учитель русского языка и литературы
МОБУ Краснохолмская СОШ №2