Средства обучения – объекты, созданные человеком,  а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и  учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

К средствам относятся как приемы и способы действия, так и орудия, предметы для достижения поставленных целей.

Средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление.

Средства обучения выполняют следующие функции:

1) Компенсаторная. Использование средств обучения способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучающегося;

2) адаптивная. Обеспечивает поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения; организацию  самостоятельных работ; соответствие содержания изучаемого понятия  возрастным возможностям обучающихся; преемственность знаний;

3) информативная. Способствует передаче различных видов содержательной учебной информации опосредованно (например, проекционная аппаратура, инструменты и др.);

4) интегративная. Реализуется при комплексном использовании средств информатизации; 

5) инструментальная функция направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий учащимися и педагогом. Обеспечивает определенные виды деятельности и достижение поставленной дидактической цели; способствует воспитанию культуры учебного труда.

В соответствии с п.26 статьи 2 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273 понятие средства обучения и воспитания включает: приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. На основании данного перечня при определении потребностей в средствах обучения и воспитания следует включить следующие стредства:

·         Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

·         Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

·         Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

·         Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

·         Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

·         Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

·         Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

По классификации П. И. Пидкасистого все средства обучения делятся на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

     В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

     Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Наиболее эффективное воздействие на учащихся оказывают электронные образовательные ресурсы - современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

При использовании средств обучения необходимо учитывать:

1)    Возрастные и психологические особенности учащихся;

2)    гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

3)    учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)

4)    сотворчество педагога и учащегося;

5)    приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

 

Средства воспитания – мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности  учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия, которые используются в процессе реализации определенного метода.

Деятельность школы определяется тем, что школа является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из духовных и культурных центров. Воспитательная работа в школе направлена на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка, раскрытие его возможностей, талантов, самореализации.

 

Использование личностно-ориентированных технологий обеспечивает комфортное развитие личности ребенка. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.