Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

В школе объявлен режим "закрытых дверей". Вход в школу открыт только для сотрудников и обучающихся

22 ноября отмечается один из самых «молодых» праздников – День словарей и энциклопедий. Он был учреждён в 2010 году по инициативе Общества любителей русской словесности и музея В.И. Даля. С тех пор в день рождения великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля, создавшего «Толковый словарь живого великорусского языка», ежегодно отмечают День словаря по всей территории России. Высшие и средние специальные, средние и дошкольные учебные заведения, библиотеки и молодёжные центры принимают активное участие в этом празднике.
Но чем, же заслужил словарь такого почёта? Что он из себя представляет? Почему обращение к словарю стало для нас обыденностью?
По словам Франсуа Вольтера: «Слова – это образы; словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». Действительно, невозможно с этим не согласиться. Где бы мы ни были, с кем бы ни встретились, что бы ни увидели, нас везде сопровождают слова. А значение этих слов мы узнаем, конечно же, в словарях. Если для общения с чужеземцами мы используем двуязычные словари (оно и понятно: ведь мы не поймём речь чужестранца, если не изучим этот язык), то лексические словари русского языка содержат всё богатство, красоту и величие этого удивительного языка.
Лексические словари русского языка - это лингвистические словари, в которых объясняются значения слов и фразеологизмов средствами самого языка. В него может входить лексика различных сфер употребления: диалектные и просторечные слова, профессиональные и специальные термины, устаревшая лексика и новые слова. А для того, чтобы уметь ими пользоваться, мы с юного возраста должны знать, какими бывают словари, какие тайны они хранят на своих страницах. Именно с этой целью мы чаще всего и обращаемся к словарям: чтобы узнать, то или иное слово пишется или произносится, откуда произошло то или иное выражение или устойчивое словосочетание, почему иногда мы не можем найти в слове его корень, какие синонимы или антонимы можно подобрать к слову в том или ином случае, что обозначает какой-то термин…
Можно было бы продолжить эту цепочку вопросов, так как лингвистических словарей много. И у каждого словаря есть своё название, своё предназначение, своя судьба. Но, несмотря на то, что они могут быть совершенно разными, объединяет все словари одно незыблемое правило: слова в них должны быть расположены в алфавитном порядке! Тогда любой человек, впервые взявший словарь в руки, сможет легко найти то, что ему нужно. Вот поэтому с самого малого возраста и надо прививать навыки работы со словарём, учить алфавит, иметь представление о видах словарей. И упоминать о словарях не только 22 ноября, но вести систематическую работу со словарём в течение всего периода обучения школьников в учебном заведении.
Празднование «Дня словаря» во 2 «А» классе началось задолго до праздника. Ребята выполнили проектную работу, узнавали, как произошли слова, употребляемые ими в школьном лексиконе («школа», «перемена», «пенал» и др.), готовили свои рисунки для выставки, подготовили краткое сообщение о В.И.Дале, посетили школьную библиотеку, где познакомились с энциклопедиями, словарями, справочниками.
Словари – наши помощники. Чем раньше мы с ними заведем дружбу, научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания. Все они ждут нас на полках нашей школьной библиотеки.