Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

В школе объявлен режим "закрытых дверей". Вход в школу открыт только для сотрудников и обучающихся

У каждой школы есть своя неповторимая история, свои значимые события, свои знаменательные даты. Наша Краснохолмская средняя школа №2 в этом году отмечает юбилей – 50 лет со дня основания. Юбилей школы – это не только своего рода историческая веха, но и рубеж, дающий возможность оценить пройденный путь, вспомнить добрым словом тех, кто посвятил свою жизнь, свой педагогический талант родной школе, и, конечно, уточнить планы на будущее. 

Вся моя жизнь связана с моей любимой школой: с самого ее открытия в 1969 году, когда пришла сюда юной первоклассницей, до сегодняшнего дня, уже в качестве учителя. С волнением и радостью жду первое сентября, когда смогу переступить порог обновленной школы. В канун предстоящего события хочу рассказать о людях, которые не всегда находятся в центре внимания, но именно они выстраивают учебно-воспитательный процесс и руководят им, помогают в повышении мастерства коллегам. Это — настоящие профессионалы своего дела – заместители директоров по учебно-воспитательной работе.

1969 год, сентябрь – начало самого первого, самого трудного учебного года в новой, только что открытой школе. Работа по формированию коллектива была поручена ее первому директору Пята Георгию Дмитриевичу. Огромную помощь в этом непростом деле оказали две замечательные женщины, два завуча: Галина Германовна Смирнова и Валентина Васильевна Лобова – целеустремленные и настойчивые, добросовестные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу. Именно они старались создать творческую, доброжелательную, деловую атмосферу в коллективе. Именно им приходилось решать множество вопросов: руководить учебным процессом, направлять, вдохновлять, контролировать работу учителей, классных руководителей. Не забудьте еще посещение и анализ уроков учителей, тарификации, аттестации и многое-многое другое. Несмотря на то, что новая школа была большая, ученических мест в основном здании было недостаточно, часть учеников размещались в бараках. Нужно было успевать везде: школа училась в две смены, было много ребят из близлежащих деревень, в коллективе молодые «неоперившиеся» учителя, которые только что вышли из стен институтов, а как этого достичь? Только обладая такими качествами как требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении общих целей и задач, умение решать самые сложные проблемы. В период становления школы приходилось работать очень много – совещания и педсоветы, ученические вечера и родительские собрания, концерты и мероприятия. И уроки, уроки. Тут они были настоящими профессионалами.

Галина Германовна – учитель от Бога, вложившая в души детей частичку своего сердца, не считаясь со временем, старалась оказать поддержку каждому педагогу. Валентина Васильевна – выдержанная, тактичная, могла любую, даже самую сложную задачу объяснить легко и просто не только ученику, но и учителю. Многие коллеги, которым посчастливилось работать с ними, благодарны, прежде всего, за их жизненные уроки.

В 70-е годы прошлого столетия поселок Краснохолмский переживал бурный рост. С приездом молодых нефтяников, инженеров, строителей, врачей росла численность населения. Ежегодно школа пополнялась новыми педагогами, приезжали молодые, задорные учителя со всего Советского Союза. Многие из них связали свою жизнь с нашим поселком, который стал их второй родиной. Валентина Ивановна Майшева из их числа. Выбрав себе профессию учителя истории, на всю жизнь осталась ей верной. Посвятив себя педагогической деятельности, всегда чувствовала высокую ответственность за свой выбор. Главными ее качествами были умение взаимодействовать с каждым педагогом, уделять внимание молодым коллегам, оказывать всяческую поддержку, дать совет. Большое внимание она уделяла выполнению учебных планов и программ, качеству преподавания и качеству знаний учащихся, а также руководила методической работой в школе. А как она проводила уроки!.. Валентина Ивановна умела зацепить внимание учащихся и удерживать его, не давала отвлечься. Она воспитывала в них чувство гордости за свой народ, за его великие подвиги в годы Великой Отечественной войны. Обучение проходило не только в стенах школы, вместе с ребятами она посетила города-герои Волгоград, Москву, Ленинград. Общаясь с этой милой, приветливой женщиной поражаешься ее прекрасной памяти, кругозору, ее жизнелюбию.

Когда-то давно Аристотель сказал: «Чтобы быть успешным, нужно догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Чтобы догонять, нужно быть не только скорым, но и сильным. А сила педагога в знании. Галину Васильевну Савиных не зря называют «учителем учителей» – ведь среди рабочего графика большая доля времени была посвящена общению с учителями и учащимися, контролю за учебно-воспитательным процессом. В качестве завуча она посещала уроки учителей предметников, оказывала методическую помощь, старалась создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу. Человек широкой эрудиции, имеющая глубокие познания во многих областях, Галина Васильевна всю жизнь старалась учиться сама и учить других. Побывав на семинаре педагога-новатора В.Ф. Шаталова, освоила новые методы преподавания своего любимого предмета – химии, выступала с наработанным опытом не только в своей школе, но и давала открытые уроки для коллег со всего района. Она и сейчас очень много читает, зачастую перечитывает любимые книги, старается идти в ногу со временем.

Надо ли говорить, насколько сложен труд завуча? Как порой непросто ориентироваться в новых технологиях, проектах, веяниях образования? Развивающее обучение, современные учебники и программы, конкурсы, олимпиады. А сколько рутинной работы: отчетов, справок, приказов? Всей этой стихией уверенно и мудро управляла Луиза Фоатовна Серебренникова. Она не боялась внедрять новое в учебно-воспитательный процесс, поэтому учителя школы успешно осваивали новые педагогические технологии. При этом старалась, чтобы лучшие традиции школы обязательно сохранялись. Обладая прекрасными административными способностями, она раскрывала возможности каждого педагога коллектива так умело, что большинство из них стало признанными учителями. Она искренне гордилась достижениями своих коллег, радовалась их победам. Будучи завучем не только по образованию и опыту, но и по призванию всегда старалась разговаривать с коллегами как с опытными, на равных, бесхитростным, простым языком, всегда честно и искренне.

Каждый человек по-своему влияет на окружающих. Луиза Фоатовна своей многолетней и плодотворной работой стала тем человеком, которая смогла сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании, все ее усилия были направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, продуктивного взаимодействия всех сотрудников. Для нее было важно не быть безразличным к своей работе. Душой болеть за всё на свете, во всё вникать. Такой настрой чувствовали и дети, и учителя.

Давно замечено, что люди случайные в школе не задерживаются. Путь Татьяны Борисовны Антоновой в школу был долгим. Работала пионерской вожатой, заведовала детским садом, но, выбрав однажды профессию учителя - филолога, стала заниматься любимым делом. С первых занятий она сумела привлечь интерес учеников к русскому языку и литературе. Как человека творческого и талантливого, Татьяну Борисовну всегда отличало стремление уйти в преподавательской деятельности от обыденности и однообразия. Она виртуозно владела словом, ярко и зажигательно вела диспуты и обсуждения, так что ученики всегда с нетерпением ждали её уроков, учились сопереживать героям, высказывать своё мнение. Не изменила она своим принципам, когда была назначена завучем нашей школы. Тут пригодились ее лучшие качества - работоспособность, активность, умение принимать быстрые и правильные решения. Она интуитивно чувствовала и профессионально знала, как спланировать работу, чтобы повысить качество образования. На рубеже веков школа переживала много изменений - переходила на инновационные формы работы, педагоги осваивали информационные технологии, вместе с учениками делали первые успешные шаги в ЕГЭ. Несомненно, большая заслуга в этом принадлежит Татьяне Борисовне.

Сегодня на наших глазах меняется страна, меняется школа. Жизнь современного учителя не менее динамична, чем жизнь общества. Профессия педагога требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Елена Фанавиевна Нурова – завуч нового поколения: ее отличает понимание сути труда учителя и умение создать условия для творческой работы. Учитель, по ее мнению – это особый мир, который требует к себе особенного отношения. Она старалась в качестве завуча выстроить свою работу так, чтобы коллеги видели, что администрация готова тратить значительную часть своего времени для достижения поставленных целей и верила в свой успех. Современное образование претерпевает огромные изменения – повысилась открытость образовательного учреждения, каждая школа имеет свой сайт. Еще один элемент прозрачности – электронные журналы и дневники, в опции которых также есть возможность общения с родителями. Школа нового поколения – школа творчества, школа креативности: это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Благодаря неустанной работе Елены Фанавиевны, ее личной заинтересованности в высоких результатах учителей и учеников многое сделано по оснащению школы компьютерами, доступа к Интернету, применению проектных методов, выявлению и поддержке одаренных детей. 

История школы — это история людей, которые вкладывали свою душу и жизнь в то большое дело, которое называется ШКОЛОЙ. Это люди, оставшиеся в памяти коллег и выпускников, согревающие душу своими делами, несмотря на прошедшее время.

Р. Мусаллямова