Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

Для чего в школе преподают русский язык и литературу? На этот вопрос легко даст ответ любой школьник. Знание русского языка делает человека грамотным, интеллигентным и обязательно понадобится в будущей работе. А знание литературы помогает стать душевно богатым человеком, учит сопереживать, мыслить и чувствовать. Нет, мы не хотим уменьшить значение других предметов в обучении и развитии детей. Просто сегодня речь пойдет об учителях русского языка и  литературы.

     Нам выпало жить в очень непростое время, когда многие духовные ценности и традиции, на которых воспитаны предыдущие поколения, переосмыслены и даже утрачены, поэтому современному учителю на порядок труднее работать в такой ситуации, а особенно сложно учителю русского языка и литературы. Каким должен быть этот учитель сегодня? Современный учитель-словесник должен представлять  сплав творчества, ума, богатого внутреннего мира и неистощимой жизненной энергии, и только тогда он сможет донести до детей необходимые знания и умения. Он не должен нести только своё видение предмета – он должен помочь каждому ученику сформировать  свой взгляд на мир. Основная задача уроков русского языка и литературы – не только научить грамотно писать, не только развить у ребят интерес к чтению, а пробудить в сердце каждого ученика «чувства добрые». Именно эту задачу ставят перед собой учителя-словесники МОБУ Краснохолмская  СОШ №2.

      Лариса Талгатовна Логунова– самый опытный в нашей команде учитель – языковед, её педагогический стаж – 32 года. Просто и совершенно она вошла в наш коллектив. С первых минут сумела обратить на себя внимание. Всегда приветлива, энергична, доброжелательна. Это человек, наделенный замечательными качествами: простотой, доступностью в общении, открытостью, бескорыстием, готовностью реально прийти на помощь. Принцип ее работы – осторожно и бережно помочь юному дарованию раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Старается научить детей понимать даже то, о чем не говорят, читать то,  что не написано, то есть научить видеть, устанавливать, прослеживать в пространстве и времени связи. Одно из мощнейших орудий человека в современном мире  – слово, поэтому  Лариса Талгатовна  учит владеть им, а через слово  постигать этот мир. Её взаимоотношения с учениками строятся на глубоком убеждении в том, что все дети талантливы. Эту мысль она внушает неустанно и любой, пусть робкий, успех ребёнка использует для того, чтобы это доказать. Учеников Ларисы Талгатовны знают как призеров и победителей районных и  республиканских  олимпиад, конкурсов сочинений  и чтецов  «Живая классика».

   Ни один конкурс, сценарий праздника, программы КВН не обходятся без ее идей, корректировки, замечаний. А если коллектив готовится для выступления на сцене Дома культуры, то самым душевным и выигрышным номером будет ее песня на татарском языке. За свой многолетний труд Лариса Талгатовна  Логунова отмечена Знаком «Отличник образования Республики Башкортостан».

    25 лет проработала в школе Ленара Зайкатовна Маликова. Требовательность к себе и к другим, усердие и трудолюбие – её отличительные черты. Важную роль на уроке отводит самоконтролю и самооценке, умению осознавать значение предстоящей работы, подвести итоги выполненной. Все знают, что русский язык – сама по себе наука скучная, но здесь никто не скучает. Урок построен так, что все невольно становятся его участниками. А на уроке литературы учащиеся успевают познакомиться с шедеврами русской классической литературы, с бессмертными творениями Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева. Ленара Зайкатовна умеет найти подход к любому, даже самому «трудному» ребёнку. Ее выпускники ежегодно демонстрируют высокий уровень знаний, результаты ОГЭ и ЕГЭ превышают средние показатели по республике. Она пользуется заслуженным уважением учащихся, их родителей и  коллег. В ее копилке  благодарностей за плодотворный труд особое место занимает «Почетная грамота Министерства образования Республики Башкортостан».

    Кропотливый труд, способность радоваться жизни, творческое отношение к делу – это стиль работы Алсу Мансуровны Хасановой. Она умеет правильно формулировать задачи и проблемы урока, направлять рассуждения ребят в нужное русло, применять разные формы проведения уроков, использовать опыт учителей – новаторов, методистов – ученых. И всему этому способствуют всегда деловой настрой, быстрый темп,  безупречная речь учителя, правильно выбранная методика. Любовь к детям, энергичность, терпение и настойчивость, преданность любимому делу,  трудолюбие, оптимизм — такими качествами  обладает Алсу Мансуровна, и именно они помогают учителю устанавливать контакт с детьми, понимать их, находить выход из любой сложившейся ситуации. Результатом работы Алсу Мансуровны является высокий уровень знаний по русскому языку и литературе, а ее выпускники показывают  высокие результаты на выпускных экзаменах.

    Учителя - словесники – это те самые учителя, что делают школьные годы своих учеников счастливыми и творческими, не заполненными унылой зубрёжкой и скукой. Атмосфера, которая царит на их уроках – это атмосфера поиска, достижений и творческих открытий. Описать словами всю сложность и одновременно простоту их уроков трудно, так как каждый урок  - это ступенька к важному испытанию  - государственному экзамену, к которому необходимо подготовить каждого ребенка.  

     В этом году нашей школе исполняется 50 лет.  Когда мы впервые переступили порог этого учреждения молодыми и неопытными, судьба подарила нам встречу с замечательными опытнейшими педагогами: Зоей Владимировной Рябухиной и Татьяной Борисовной Антоновой. Сейчас они на заслуженном отдыхе, но первое, что ощущаешь при встрече с ними, - они моложе, чем есть на самом деле. И это правда: тот, кто работал с юными, сам молодеет даже внешне, а уж внутренне – несомненно.

       Подводя итоги за эти годы, хочется вспомнить тех, кто стоял у истоков школы, тех, кто прививал любовь к грамотной и красивой речи, вдумчивому и осмысленному чтению. Нина Гавриловна Никольская и Галина Камалеевна Бадретдинова, Людмила Иосифовна и Леонид Леонидович Барышевы, Галина Германовна Смирнова. Они поражали коллег и своих воспитанников своим мастерством и профессионализмом, были для молодого поколения педагогов достойным примером для подражания. В наших воспоминаниях и в воспоминаниях выпускников разных лет о них  осталась благодарная память. Это настоящие Учителя!

     Школа – это целая жизнь: удивительная и неповторимая, наполненная радостями и горестями, успехами и неудачами, новыми открытиями и неожиданными встречами. Хочется, чтобы каждый день этой жизни стал по-настоящему интересным и незабываемы. А это во многом зависит от учителя. Известный немецкий философ К. Фрелих писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». И наша школа по праву гордится своими Учителями. 

Л. Маликова

учитель русского языка и литературы 

МОБУ Краснохолмская СОШ №2